Авто гаджеты

Первый двухсистемный ГЛОНАС-GPS навигатор «Explay GN-510»

Практически 4 года прошло с того момента как выпустили небольшую партию первых автомобильных навигаторов с ГЛОНАСС — Glospace SGK-70, которые представляли собой слишком большие, нефункциональные и весьма малотиражные устройства. Нет ничего удивительного в том, что они, показавшись Путину и заявившись как пионер, Glospace бесславно покинул рынок. Однако приоткрыл дверь в новый мир, куда стали пробиваться другие бренды. Заявок было очень много, однако ни одна не подошла к серийному производству — удерживало отсутствие совмещенных Navstar/ГЛОНАСС-чипов с небольшим энергопотреблением и габаритами. Даже презентованные год назад навигаторы и чипы на их базе (к примеру, китайский UniStarGlonass DSP 4307), все ни как не могли появиться на рынке. Мир все гадал, кто первым выпустит массовую и недорогостоящую модель PND, на каком приемнике она будет сконструирована? Некоторые делали ставки на «Навис» NV08C, некоторые припоминал «Ситроникс» в его совместной работе с Qualcomm. Действительность, как обычно, была щедра на сюрпризы: первым приемником с оптимальными для PND характеристиками стал MStar MSB2320 компании из Тайваня MStarSemiconductor. Он представлял собой еще не однокристальный чип, однако, уже довольно сносное решение. Что наиболее важно, его можно легко купить (Sirf IV также возможно приобрести, вроде как, однако навигаторов на его базе еще нет).

И обильно посыпались заявления от навигаторостроителей! Цикл производства даже мелкой партии длится в течении нескольких месяцев, однако сдержаться навигаторщики не могли: товара еще не было в наличии, а они напропалую рекламировали двухсистемные навигаторы! Здесь уже кто первый прокукарекал, у того и преимущество. А затем, когда навигаторы появились в Российской федерации, обнаружилось, что предлагаются они сразу несколькими торговыми марками — Explay, Prology, Lexand, Garmin… Сейчас и не скажешь, чья партия товара первой оказалась на территории Российской федерации, да это и не столь существенно, Существенно, что они появились — нормальных, компактных размеров, двухсистемные PND, не схожие с монстрами типа ижевского «Сириуса» либо Glospace. Один из них это Explay GN-510.

Ижевский навигатор "Сириус"

В общем-то, GN-510 является уже второй по счету моделью с ГЛОНАСС у Explay. Первая, GN-410, была продемонстрирована компанией еще раньше. Даже представила какой-то образец, только вот до серийного производства не дошла.

GN-510 — с виду обыкновенный «пятидюймовик», собранный очень качественно. Двухсистемность выдает лишь маленькая припухлость квадратной формы с тыльной стороны корпуса — в этом месте, видимо, скрыта спутниковая антенна. Стоит отметить, что прием сигналов ГЛОНАСС с помощью встроенной антенны — задача сложная, сигналы посылаемые спутниками чрезвычайно слабые, и для полноценного приема до этого применялись внешние антенны.

Explay-GN-510

Даже не так давно описанная нами LadaKalina с интегрированным ГЛОНАСС-навигатором имеет наружную антенну в передней панели, рядом с нижним срезом лобового стекла. Посему некоторые скептики полагают, что навигаторы фактически будут работать лишь с Navstar, а ГЛОНАСС встроен у них — «для галочки», на всякий случай, вдруг Правительство Российской федерации осуществит планы увеличения госпошлин на односистемную Navstar-аппаратуру. Ну что ж, это стоит проверить.

Explay-GN-510 это двухядерный процессор MStar MSB2501 имеющий тактовую частоту 400 МГц. На данном процессоре создано много моделей автонавигаторов, которые не имеют ни малейшего отношения к ГЛОНАСС. Просто-напросто, при вполне нормальных (пусть и не выдающихся) параметрах, он недорого стоит. Памяти в навигаторе сравнительно немного: 128 Мб постоянной и 64 Мб ОЗУ. Разрешение дисплея обычное — 480х272 точки. Экран выполнен заподлицо с корпусом, окружающая его рамка — из настоящего алюминия. Вызывает усмешку маркировка интегрированного динамика: по мнению производителя, данная пимпочка, диаметр которой сантиметр, имея сопротивление 8 Ом способна выдержать мощность в 3 ватта. Видимо, имеются в виду китайские ватты, в наших единицах здесь и 200 милливатт не выдержит.

Управляется навигатор старой версией операционной системы Microsoft Windows CE 5.0: Explay. Лишь заявив данную модель, Explay рассчитывала продавать её по 5 тыс. руб. На данный момент спустя чуть больше месяц с момента начала реализации, GN-510 возможно отыскать в интернет-магазинах и за 4 тыс. Для пятидюймового устройства это совершенно недорого, даже учитывая то, что информацию о пробках он не показывает.

Интерфейс у модели примитивный: с левой стороны в торце находится аудиовыход в виде 3.5 миллиметрового «миниджека», слот для карты памяти microSD и гнездо mini-USB .

Бесспорно, вся навигация находится как раз на карте, не имеющей особый запас по емкости: если загрузить все возможные «навителовские» карты, то они займут весь объем комплектной карточки 2 Гбайт. Да-да, навигатор укомплектован как раз «Навителом» версии 5.0.0.1127. Более того, в навигаторе Explay GN-510 предусматривается работа с 3 навигационными программными обеспечениеми — в дополнение к «Навителу» это могут быть «СитиГид» и IGO. Однако в тестовом навигаторе они отсутствовали, и, думаю, по совершенно прозаической причине — они еще не способны работать с ГЛОНАССом (хотя «СитиГид» подобную работу уже проводит давно). Вернее, работать-то они могут, а вот в элементах управления и интерфейсе еще нет некоторых специфических элементов типа раздельного отображения спутников 2-х систем.

Комплектация GN-510 типично-экономная, не стали экономить лишь на сетевом блоке питания. Из других нужных аксессуаров — лишь кронштейн, предназначенный для установки на стекло, USB-кабель и автозарядник. В коробке имеется и краткая инструкция к устройству, напечатанная весьма красиво, и написанная хорошо. Дело в том, что пользы в данной инструкции минимум, потому как для освоения программного интерфейса GN-510 ни какие инструкции не нужны, в нем способен разобраться даже цирковой медведь.

Комплектация Explay-GN-510

За одним, исключением — работа с комплектной программой, предназначенной для конвертации файлов, содержащих видео изображение «AVI converter 320×240», программа-то имеется, а в основной инструкции про нее даже намека нет. Логичнее было бы обеспечить навигатор удобным печатным руководством к «Навителу»! Жаль, тут оно имеется лишь в цифровом виде, на диске.

Немного про другие возможности GN-510: он обладает интегрированной «читалкой» файлов в txt-формате, поддерживает воспроизведение видеоизображения (wmv, avi, asf), аудио (wma,mp3, и, что абсолютно нетипично, wav), и еще картинок (png, bmp, jpeg). Что приятно, в память загрузили различную условно-полезные сведения по таким вопросам, как общение с сотрудниками ГИБДД, ПДД, страховка. Условность их полезности состоит в том, что навряд ли пользователь вспомнит про данные файлы при сложных обстоятельствах.

У «Эксплея» весьма громкий динамик. Конечно, не 3 ватта, однако разговор в автомобиле может перекричать. Посему сразу в настройках предпочтительнее выставить приблизительно половину возможного уровня громкости, этого будет достаточно, но наряду с этим вздрагивать не будете.

Загрузка навигатора происходит довольно быстро, вследствие неполного его выключения: он лишь переключается в режим сна и находится в нем до тех пор, пока не разрядится интегрированный аккумулятор. Иначе говоря, навигационный приемник регулярно делает попытки «поймать» спутники. После того как программа загружена на экране появляется привычный интерфейс «Навитела». Тут же привлекает внимание одна особенность: находящиеся в правом верхнем углу два флажка — американский и российский, отражают понятно что. Рядом с ними появляются цифры, указывающие число видимых спутников обеих систем навигации. Судя из практики, далеко не самая необходимая информация, однако познавательно.

Сразу заметно, что данный навигатор не вполне корректно осуществляет «притягивание» к дорогам. К примеру, при установке варианта «автоматически» он способен ошибиться ориентировочно на 70-80 метров в определении требуемой полосы. Это явно прослеживается на шоссе с параллельными дорожками. Например, на Ярославке от главной трассы до дублирующего проезда около улицы Красной сосны — как минимум метров 50. И там навигатор настойчиво привязывал как раз к боковой дорожке, тогда как мы находились на шоссе.

Явно, то, что координаты «гуляют»: при нахождении на одном месте пару минут, то «Эксплей» способен несколько раз перепривязать курсор: можно спокойно стоять, внезапно тебя «перекидывают» на соседнюю полосу…

Весьма нестабильно число видимых спутников, даже в статике и на относительно открытом пространстве. Если число GPS-сателлитов колеблется около 3-4 штук, то число ГЛОНАСС-сателлитов может высветиться 10 штук, а затем резко, без каких-либо причин, сократиться до 1-2. По среднестатистическим данным спутников ГЛОНАСС навигатор ловит на 2-5 штук меньше, нежели GPS.

Справиться с многополосными развязками и эстакадами у Explay, как ни странно, получается лучше, нежели привязка к параллельным дорогам. Тут он промахивается меньше, видимо, разработчики «Навитела» особенно добросовестно отработали подобные трудные участки. Вначале трек прорисовывается сумбурно, в виде толстых сливающихся линий. Однако при увеличении масштаба отображения (либо по мере приближения к первому маневру) схема маршрута делается более понятной, а повороты дополнительно подсвечиваются стрелочками желтого цвета, которые превосходно видны на фиолетовом фоне прокладываемого пути.

С 3 спутниками никто гарантии не дает. Так вот, разговоры про то, что совмещение ГЛОНАСС и Navstar может увеличить точность позиционирования и выполнить непосредственно само позиционирование при очень малом числе спутников, — это на данный момент только разговоры: в этом навигаторе соответствующего межсистемного взаимодействия не происходит. Лишь спустя 9 сек. после того как выехали из тоннеля Explay опомнился и возобновил ведение по маршруту. А вот под Самотечной эстакадой все получилось намного лучше, позиционирование сохранилось, но, только за счет американской системы, со всеми российскими спутниками связь потерялась.

Плотность застройки, оказалось, решающую роль не играет. Даже в очень тесных переулках навигатор ощущал себе превосходно, точно ведя по маршрутам. Однако порой что-то в его электронных мозгах менялось и Explay внезапно начинал портачить — показывать местонахождение, метров на 100 отстоящее от действительного! Определить системные признаки подобных девиаций мы не сумели — никто не понимает, почему навигатор проявляет себя настолько нестабильно. Вроде и облачность небольшая, и число видимых спутников достаточное…

Проезды между дворами для «Эксплея» — задача явно «не по душе». Переключаемся из «быстрого» маршрута на «короткий», запрещены развороты — и хоть бы хны! Даже значительно углубившись в дворовое пространство, навигатор настойчиво отказывается перекладывать маршрут по оптимальному расстоянию. До последнего не сдается, все предлагает развернуться и поехать обратно, нормальной дорогой! Насколько помню, прежде тестируемые «Навителы» подобным упрямством не страдали.

Если и дальше ехать дворами, то навигатор, возможно, опомнится лишь к финишу маршрута. Однако замечена такая закономерность: если остановиться и постоять приблизительно 30-40 секунд, то маршрут чрез дворы будет переложен гораздо быстрее! К тому же, все маленькие проездики и улочки «Навител» знает превосходно, с этим проблем нет. Проблема заключается в «отсутствии желания» у программы прокладывать маршрут по этим проездам.

Да, безусловно, главное их предназначение — «последняя миля», маршрут от магистрали до точки назначения (подъезд). Вдобавок во дворах встречаются мамы с колясками, дети и бабушки с палочками. Но выигрыш проезжая чрез дворы порой может быть очень существенным, а в пробках подобный проезд вообще иногда бывает единственным возможным вариантом. И не нужно решать за пользователя, насколько это корректно — пользоваться дворами как транзитом. Нужно просто предоставить ему право выбора. «Навител» с «Эксплеем» эту возможность фактически отсекают.

В случае если настоять на своем и заставить навигатор вести через дворы, то обнаружится, что «Навител» может это делать отлично! Одна-единственная оговорка: надо предварительно выставить довольно крупный масштаб и выключить автомасштабирование. В таком случае «картинка» станет понятной. Вот если бы еще местонахождение определялось поточнее…

В целом, наш обычный маршрут по дворам навигатор худо-бедно «откатал», однако с некоторыми ответвлениями не смог справиться либо справился хуже, чем мог.

Тест относительно знаний условий проезда сюрпризов не преподнес: «Навител» прощелкал «засады» как орешки, запнулся лишь в одном месте — на улице Вешних Вод.

Выводы

Программное взаимодействие 2-ух систем навигации на данный момент далеко до совершенства: похоже, что лишь с NavstarExplay GN-510 мог бы работать точнее (доказательством чему является упомянутый тест EXPLAY 980+TV). Видимо, ГЛОНАСС здесь не «для галочки»: он реально работает. Только взаимодополнять друг друга у систем пока еще не удается, каждая тащит одеяло на свою сторону, что аукается нестабильностью позиционирования. Программа навигации здесь имеет минимальное значение, ей наплевать, с каких спутников получать информацию, она все равно получает ее по стандартному протоколу. Может быть, это из-за необкатанности чипов от MStar — еще отсутствует статистика их слабых мест. Однако это вопрос времени.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *