Запчасти Ремонт авто

Сказ про тормоза

Новый автомобиль ВАЗ 2110Приобретая новый автомобиль Вы получаете 100% исправную машину, все работает, ни пылинки, ни соринки, а запах заводской сборочной линии отлично повышает настроение. Любой уважающий себя автовладелец аккуратно передвигается, не нарушая правил и оберегая свой кошелек от штрафов и возможно создания аварийной ситуации.

Но не всегда бывает возможность купить новый автомобиль, и приходится покупать с вторичного рынка, а наступает момент когда новый становится Б\У (бывший в употреблении). Мы не будем здесь описывать куда смотреть, и что «щупать» выбирая подержанный автомобиль, тут пойдет рассказ о поддержании тормозной системы в должном виде.

Тормозная система (будем рассматривать на примере переднеприводного отечественного автомобиля) представляет из себя гидравлический цилиндр называемый ГТЦ – главный тормозной цилиндр, к которому подключены металлические трубки идущие в свою очередь к тормозным цилиндрам, которые непосредственно давят на тормозные колодки, а уже колодки благодаря силам трения замедляют вращение тормозных дисков и барабанов, а они уже останавливают или замедляют вращение колес.

Теперь рассмотрим все это более детально:

ГТЦ – главный тормозной цилиндр поделен на две независимые друг от друга камеры, к каждой подключено по две трубки, но не парами, а диагонально т.е.: к одной камере переднее левое – правое заднее, ко второй камере переднее правое- левое заднее. Сделано это для повышения безопасности, если один контур по каким либо причинам откажет, то 50% эффективности тормозов сохраниться. Если не сделано своеобразной диагонали, то при отказе переднего контура, один задний контур имеет крайне низкую эффективность, практически ощущение полного отсутствия тормозов.

ГТЦ установлен на вакуумный усилитель тормозов, благодаря ему педаль тормоза достаточно легкая в использовании. Вакуумный усилитель работает по принципу разряжения, которое в нем создает двигатель, отбор воздуха происходит из впускного коллектора. При отказе вакуумного усилителя происходит значительное увеличение требуемой нагрузки на педаль тормоза, изначально неподготовленному автолюбителю может показаться что педаль стала просто «дубовой». Почувствовать разницу можно если на стояночном тормозе, заглушенном двигателе несколько раз нажать на педаль тормоза, затем завести двигатель автомобиля и снова нажать на педаль тормоза. В случае если у Вас педаль не станет «мягкой» возможно вакуумный усилитель давно неисправен.

Вентилируемые дисковые тормозаПередние тормоза имеют дисковую конструкцию с однопоршневым тормозным цилиндром на каждое колесо, в зависимости от модели бывают 13дюймовые и 14 дюймовые дисковые тормоза, размерность колодок одна и также, единственное что у 14 дюймовых тормозных дисков тормозная колодка дальше отнесена от центра колеса и они имеют способность к лучшему охлаждению благодаря вентиляции, так же такие диски называют «вентилируемые» тормозные диски. Из себя представляет два диска соединенных между собой ребрами через которые проходит воздух во время движения и тем самым лучше охлаждает тормозные диски. Не стоит забывать что колесные диски с радиусом R13 не «оденутся» на дисковые тормоза 14”.

Задние барабанные тормозаЗадние тормоза имеют барабанную конструкцию. С завода устанавливаются барабаны из алюминия, что мягко сказать можно списать только на тотальную экономию на конечную стоимость автомобиля. Внутри барабана находятся две тормозные колодки которые под усилием созданным ГТЦ и переданным по тормозным трубкам на цилиндр, раздвигаются, и заставляют колесо, а вместе с ним и весь автомобиль замедляться. В России есть лишь одно предприятие выпускающее чугунные тормозные барабаны и на несколько порядков превосходящие алюминиевые тормозные барабаны. На заднюю ось с заводскими барабанными тормозами свободно подходят колеса с радиусом от 13” и выше.

Регулятор тормозных усилий, колдунТак же не стоит забывать о регуляторе тормозных усилий – РТУ или в народе его называют «колдун» Он установлен под днищем автомобиля рядом с задней балкой и подключен к ней. Его назначение это изменение тормозных усилий на задней оси автомобиля в зависимости от нагрузки, которая может меняться не только от груза в багажнике и количества пассажиров, но так же и при торможении, когда передняя часть автомобиля присаживается к земле, а задняя пытается оторваться. В такие моменты сцепные свойства на передней и задней оси сильно меняются, и если бы тормозные усилия не перераспределялись, эффективность торможения падала и могли возникать заносы, что может привести к плачевным последствиям.

Течь тормозной системы, неисправность тормозной системыНе забывайте поддерживать тормозную систему в идеальном состоянии, недопустимо никаких подтеканий или «потений». Минимум раз в год, при прохождении ТО осматривайте резиновые тормозные шланги, оцените износ тормозных колодок, при необходимости меняйте комплектом. Неравномерный износ является показателем каких либо заеданий и неправильной работы тормозных механизмов. При достижении минимально допустимой рабочей толщины тормозных дисков, тормозных барабанов необходимо произвести замену. Меняйте тормозную жидкость раз в год или каждые 30 000 км, Вы будете удивлены увидев черную жижу в сборочной таре. Тем самым Вы очищаете всю тормозную систему от старой загрязненной жидкости, тормозная жидкость гигроскопична – копит/поглощает влагу которая вызывает коррозию внутри трубопроводов и завоздушивается снижая эффективность торможения.

Для любителей активной езды сообщаю, что температура кипения новой тормозной жидкости и старой может отличаться практически в два раза, так например свежей тормозной жидкости DOT-4 температура кипения равна 230 градусов Цельсия, к концу срока службы, по истечении трех лет температура кипения всего 160 градусов Цельсия.

Ведь давно известно, что самый короткий тормозной путь это торможение на грани блокировки колес. А если Вам кажется что заблокировав колеса Вы останавливаетесь максимально эффективно, то это заблуждение, либо что то не в порядке с тормозами.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *